С разрешения клиентки, я делюсь отрывками из реальной рабочей сессии с использованием МАК (метафорические ассоциативные карты).  Курсивом я выделила слова, на которых клиентка делала ударение.

Я подумала о том, что большинство из нас даже не догадывается, насколько сильно въевшиеся в мозг установки из прошлого мешают нам воплощать свои мечты в настоящем. Эта сессия яркий тому пример.

Сам запрос касался сильнейших творческих ступоров, когда клиентка глубоко внутри знала, чем хочет заниматься на самом деле, какую свою давнюю идею мечтает воплотить в жизнь, но никак не могла начать, потому что не верила, что это будет кому-то интересно и нужно, потому что внутри было много страха.

Запрос:

Почему мне так страшно проявлять свою “беловоронность” (индивидуальность)?

И дальнейшие размышления клиентки:

Стыдно быть непохожей на других. Словно, это какая-то высокомерность.

Непохожесть = быть лучше других.

С чего ты взяла, что ты лучше других? Устыдись!

Ты еще не сделала ничего такого, чтобы быть особенной.

( не будем концентрироваться сейчас на том, что в самом запросе УЖЕ содержится сильнейший конфликт — прим. авт.)

Мы начинаем работу с МАК.  Клиентка достает три карты, на которых видит следующее:

Человека кто-то нагружает обязанностями, которые ему совсем не интересны. Но это его обязанность, он обречен это все выполнять. И дел так много, что к концу у него уже нет сил на то, что ему искренне интересно. Ему вообще ничего уже не хочется, поэтому он не может сказать, чего хочет на самом деле. Он не контролирует свою жизнь. Но не может ничего изменить, потому что здесь ему все знакомо, он знает, что ждать. А там, за пределами, ему дико страшно, потому что нет никаких гарантий. Гарантий безопасности.
На картинке полное противоречие и идиотизм до такой степени, что мозг просто вырубает, он отключается, отказываясь воспринимать весь этот абсурд.Идиотизм. Нелепость. Глупая ситуация.
Первое, что бросается в глаза, газета с надписью “Труд”: советский режим — ТРУДИСЬ! Ты должен быть похож на всех остальных, иначе ты какой-то ущербный. Работай. Если ты не соответствуешь, ты реально ущербный, ни на что не годишься, не способный ни к чему. А смысл делать что-то по-другому, если вот тебе готовый алгоритм действий. Если не справляешься — то ты просто плохо стараешься.

 

Выясняем, чей голос в голове произносит всю эту речь про “Труд”: “Плохо стараешься — делай!”

С помощью карт ищем “действующие лица”:

Кукловод — это всё его куклы, он ими управляет, он знает, как им жить, что им делать.
Мегера — мы перед ней отчитываемся. У нее есть власть, она принимает работу.

 

Где ты в этой системе?

Отчитываюсь, как в школе. Вот школа — типичный пример системы! Когда учитель по литературе задает сочинение на заданную тему, где ты выражаешь свое “свободное” мнение на тему произведения. И если ты реально пишешь СВОЕ мнение, твое сочинение зачитывают вслух в классе и говорят, как ты неправильно все понял, что вооооот как нужно правильно, как по шаблону написано. Тебе с позором ставят два и заставляют переписать ПРАВИЛЬНО сочинение.

Я ощущаю себя декоративной вещью, вписанной в интерьер. Декоративность — это состояние, вшитое в подкорку.

Что тебе нужно сделать, чтобы перейти из состояния декоративности в свободу быть собой?

 

Клиентка достает карту с чудовищем (так она сама его называет) — на первый взгляд, мерзкое и отвратительное чудовище, но при этом гладит котенка.Они оба довольны.

Мерзкое и отвратительное. Но здесь главное то, что он делает — да, я знаю, как я выгляжу. Но мне по**й! Просто принимаешь себя: “Если я выгляжу как мерзкое чудовище — это не значит, что я должен им быть”.

 

Как Шрек. Только Шрек наслаждается, а ты отрицаешь себя…

Реакция клиентки — слезы. Начинает рассуждать сама с собой: как можно полюбить чудовище? Но ведь есть те, кто любит чудовищ. Почему же мне этого недостаточно?

Далее выясняем, почему ей так важно доказать другим, что они неправы, т.к. в конечном итоге клиентка приходит к выводу, что эта миссия (кому-то что-то доказать) затмевает собой все остальное, сбивает её с собственного курса и приводит в тупик, истощая все силы.

Она снова достает три карты:

Забавный, смешной уродец, который пытается выглядеть как все. Это выглядит смешно. Но при этом пытается выглядеть как все. Над ним только смеются. Но этим самым он создает себе иллюзию “причастности”. Если он не пытается быть как все, если он не похож на других, общество его отталкивает. Он остается один. А кто хочет быть один?
Разводят кого-то на ферме, для того, чтобы потом сожрать. Те, кого разводят, думают, что они живут полноценной жизнью, уверены, что что-то значат, а ты всего лишь расходный материал.Но если ты не похож на других, от тебя избавляются, растворяют тебя в какой-то жидкости. Потому что ты — бракованный.
“Давайте, ребята, шевелитесь!”, — и ты пляшешь под чужую дудку. Люди боятся того, чего не понимают, и стремятся от этого избавиться. Как с геями.

В качестве вывода: я чувствую вынужденное одиночество. Я не хочу, чтобы от меня избавлялись.  Даже творчество и искусство, они как под копирку — занимайся тем, чем принято в обществе, иначе от тебя избавятся. Ты  — бракованный. Поэтому и нет уверенности. Нет смысла. И это все — замкнутый круг. Если ты не в системе — тебя не существует.

Для завершения сессии я предложила найти ресурсы, которые помогут сердцу обрести веру (именно сердцу, потому что в голове и так все понятно, но когда веры нет внутри, в эмоциях, в восприятии себя и мира, себя в мире, никакая голова особо не поможет — прим.автора):

  непосредственная нелепость! Юмор, ирония => больше юмора и иронии! Что-то типа — я же дурак, что с меня взять. Но это для людей, внутри то ты знаешь, что далеко не дурак. Это взгляд под другими углами — люди, посмотрите, насколько просто вами управлять, как легко вас переубедить. Это зеркало — перевертыш. Чудовище — клоун — кривое зеркало. Проще и ироничнее относиться к себе и к тому, что ты делаешь — это освобождение. Шут — он зеркало общества. Он мудрее всех, он управляет миром.

 

Это небольшой отрывок огромной работы. Но мне было важно показать вам одну простую вещь — все рамки в вашей голове! Можно найти в себе силы и смелость, чтобы найти шаблоны, порвать их и стереть рамки. Потому что у творчества нет границ!

 

Помните вечный прикол про психологов «Что вы чувствуете по этому поводу? Хотите поговорить об этом?»

Понятное дело, что возник он не на пустом месте. Психологи работают с вашими чувствами и эмоциями, тем самым «починяя голову». И сегодня мне хочется поделиться с вами, почему это именно так.

Что есть эмоция? Это энергия. Что есть тело (снова вспоминается «Матрица») – батарейка. То есть, ваше тело движется, живет и функционирует за счет энергии. Энергия, в свою очередь, вырабатывает тепло (вспоминаем про температуру тела). Что происходит, когда человек умирает? Из тела уходит энергия, остается пустая физическая оболочка, которая начинает рассыпаться.

Почему я утверждаю, что эмоция – это энергия. Вспомните такое понятие как биохимия эмоций, весь этот серотонин, дофамин, адреналин и прочее. После чего происходит выброс адреналина? Что является причиной выработки серотонина? Страх, испуг, радость. Все это эмоциональная реакция на определенное случившееся событие, которая запускает самые разные процессы в организме.

Почему сегодня я хочу чуть подробнее остановиться на этой теме? Все просто – заблокировав свой эмоциональный центр, вы не сможете продвинуться в своем пути к «жили они долго и счастливо». Люди – не роботы, они не могут жить без эмоционального реагирования. И я даже готова утверждать, что эмоции есть всегда и у каждого человека, даже у «черствого пня». Они могут быть засунуты в самые глубокие уголки, но они есть всегда!

Рассказываю почему.

Американский нейрофизиолог Пол Маклин на основе своих многолетних исследований предложил «Триединую модель мозга» — в процессе эволюции наш мозг прошел несколько стадий, которые наслаивались одна на другую. Кто-то даже говорит о том, что рост мозга у человеческого эмбриона повторяет этот процесс. Сегодня в структуре мозга можно выделить три составляющих:

  1. Рептильный разум – если кратко, то это наши инстинкты, главные жизненные функции, такие как дыхание, метаболизм, репродукция и пр.
  2. Эмоциональный разум (лимбическая система) или мозг древних млекопитающих. Эмоциональный разум существовал задолго до того, как образовался разумный мозг. Обоняние, различение запахов – все это имело первостепенную важность для выживания вида. Лимбическая система оперирует в области эмоций и чувств, которые связаны с управлением поведением, обеспечивающим выживание индивида как в социальном обществе, так и в конфликтной ситуации борьбы.
  3. Рациональный разум (неокортекс) – проще говоря, это наше сознание, возможность рефлексии, переработки полученного опыта. Д.Гоулман: «Благодаря неокортексу к чувству добавляются размышления по поводу этого чувства, и вдобавок мы получаем возможность переживать в связи с восприятием идей, искусства, символов и мысленных образов».

И здесь стоит упомянуть еще один важный момент – поскольку многие высшие центры рационального разума выросли из лимбической системы и связаны с ней неразрывно, в тяжелых ситуациях рацио уступает место эмоциям, они начинают играть первую скрипку.

Именно поэтому я всегда говорю о том, что в голове ответов нет. Там есть уже хорошо знакомые и привычные вам способы реагирования, которые вы даже не замечаете. Если вам плохо, внутри вас разброд и шатание, нужно спуститься с третьего этажа на второй и разобраться, почему же происходит именно так, а не иначе.

Для иллюстрации того, о чем я говорю, поделюсь с вами одним случаем в рабочей практике. Изначальный запрос звучит примерно следующим образом — как я могу отключить эмоции, чтобы перестать болезненно реагировать на слова и поступки людей, и при этом продолжать с ними спокойно общаться? Ответ — никак.

Что мы делали в процессе работы:

1 — Начали постепенно, слой за слоем вскрывать “болезненные нарывы”, т.е. начали вытаскивать на поверхность сознания все те тщательно закопанные глубоко внутрь обиды, разочарования, болезненные реакции. Это сложно. Это больно. Но это необходимо. Потому что розовый слон в комнате есть, даже если человек делает вид, что его нет, т.к. не принято в обществе видеть розовых слонов и прочее “не принято”. Пока боль отрицается, она становится сильнее и начинает забирать все больше энергии на ее скрытие и отрицание. Это, в свою очередь, может вести к различным проблемам со здоровьем. Например, жуткое недовольство ситуацией, неприятие ее ведет к язве желудка. И это тоже случай из практики. Психосоматика вам в помощь!

2 — Как только внутреннее пространство очищено от застарелых завалов, человек начинает замечать то, что было не видно раньше: что внутри него живет маленький испуганный ребенок, которому необходима защита и любовь взрослого. И в этот момент человек понимает, что этот взрослый он сам. Вот тут начинается магия: когда человек сам внутри себя находит ресурс, распределяет роли и начинает проживать себя в реальности абсолютно по-другому (здесь я в большей степени говорю в теории трансактного анализа Эрика Берна).

Это лишь небольшая зарисовка того, что происходит, когда человек спускается на второй этаж и наводит там порядок. А сколько всего еще интересного и неизведанного есть внутри каждого из нас — целый фантастически интересный мир! Который мы сами от себя, к великому сожалению, прячем…

Резюмируя все вышенаписанное, эмоции – это то, что есть внутри каждого, абсолютно каждого человека. Их игнорирование или блокирование приводит лишь к снижению качества жизни по всем параметрам.

 

Живите долго и интересно!

(адап­ти­рован­ный ва­ри­ант тес­та из бло­га Джо­ша Лин­кне­ра)

От­веть­те на сле­ду­ющие воп­ро­сы как мож­но прав­ди­вее, ис­поль­зуя шка­лу от 1 до 5, где 5 — это «аб­со­лют­но сог­ла­сен», а 1 — «аб­со­лют­но не сог­ла­сен». Вы­бирая от­вет, от­ме­чай­те циф­ру в таб­ли­це ре­зуль­та­тов:

1. Я ис­поль­зую твор­ческие спо­соб­ности вез­де (на соб­ра­ни­ях, встре­чах, при об­ще­нии с дру­гими людь­ми). Твор­чес­тво — это часть ме­ня.

2. Преж­де чем на­чать про­ект, тре­бу­ющий твор­ческо­го под­хо­да, я всег­да точ­но оп­ре­деляю за­дачу.

3. Я спокойно выражаю свое мнение и иду на определенные риски в работе или учебе.

4. Я ред­ко ос­та­юсь без ис­точни­ков вдох­но­вения. Ме­ня мно­гое вдох­новля­ет.

5. Мои идеи сов­сем не по­хожи на идеи мо­их кол­лег или то­вари­щей.

6. Ес­ли я ра­ботаю в ко­ман­де, по­беж­да­ет луч­шая идея, а не идея че­лове­ка, «ко­торый луч­ше все­го в этой те­ме раз­би­ра­ет­ся».

7. Я чувс­твую, что у ме­ня боль­шой твор­ческий по­тен­ци­ал.

8. Я пос­то­ян­но под­вергаю сом­не­нию ус­то­яв­ше­еся по­ложе­ние ве­щей.

9. Я ре­гуляр­но вы­пол­няю уп­ражне­ния для «ра­зог­ре­ва моз­га», что­бы луч­ше под­го­товить­ся к твор­ческим за­дачам.

10. Я быс­тро и лег­ко ра­ботаю, ког­да пе­редо мной сто­ит твор­ческая за­дача.

11. Я час­то ус­тра­иваю моз­го­вой штурм. Это ин­те­рес­но, про­дук­тивно. При этом не от­кло­ня­юсь от це­ли — по­ис­ка ре­шения.

12. У ме­ня есть сис­те­ма от­бо­ра луч­ших идей.

13. На ра­боте от нас тре­бу­ют твор­ческо­го под­хо­да не­зави­симо от пос­тавлен­ной за­дачи.

14. Я час­то за­да­юсь воп­ро­сом: по­чему это еще не изоб­ре­ли?

15. Ког­да я ра­ботаю над но­выми иде­ями, от­ка­зыва­юсь от обыч­но­го ок­ру­жения и ищу но­вое, ко­торое поз­во­лит мне тво­рить.

16. Я чувс­твую се­бя дос­та­точ­но уве­рен­но, что­бы спра­вить­ся с лю­бой твор­ческой за­дачей, боль­шой или ма­лень­кой.

17. Ког­да я ра­ботаю один или в ко­ман­де над соз­да­ни­ем но­вых идей, ис­поль­зую раз­ные тех­ни­ки, что­бы за­дей­ство­вать свой твор­ческий по­тен­ци­ал.

18. Я умею оце­нивать, нас­коль­ко мои идеи твор­ческие.

19. В мес­те, где я ра­ботаю или учусь, твор­чес­тво це­нит­ся и воз­награж­да­ет­ся.

20. Я ред­ко при­нимаю ве­щи та­кими, ка­кие они есть. Час­то став­лю под сом­не­ние ав­то­ритет­ные мне­ния.

21. Соз­дав что-то но­вое, я ред­ко по собс­твен­ной ини­ци­ати­ве это кор­ректи­рую или из­ме­няю.

22. Я знаю мно­го тех­ник, по­мога­ющих стать бо­лее твор­ческим.

23. У ме­ня прек­расное во­об­ра­жение и мно­го «бе­зум­ных» идей.

24. Ког­да у ме­ня по­яв­ля­ет­ся хо­рошая идея, я обыч­но про­веряю ее, преж­де чем ко­му-то рас­ска­зать.

25. Твор­ческие спо­соб­ности, ори­гиналь­ность и во­об­ра­жение для ме­ня сто­ят на од­ном из пер­вых мест в лич­ной жиз­ни и в про­фес­си­ональ­ном пла­не.

26. Я ста­ра­юсь быть в кур­се все­го, что про­ис­хо­дит в мо­ем ок­ру­жении.

27. Мне ком­фор­тно при­нимать на се­бя рис­ки в свя­зи с не­ожи­дан­ны­ми ре­шени­ями. Я не бо­юсь быть ос­ме­ян­ным.

28. Я час­то ис­поль­зую ме­тафо­ры и срав­не­ния.

29. У ме­ня есть сис­те­ма соз­да­ния но­вых идей, под­хо­дящая для лю­бых за­дач.

30. Обыч­но, ког­да у ме­ня по­яв­ля­ют­ся хо­рошие идеи, я знаю, как их ре­али­зовать.

Под­счет бал­лов

Шаг-1: от­меть­те от­ве­ты на каж­дый воп­рос со­от­ветс­твен­но но­меру в таб­ли­це.

Шаг-2: пос­чи­тай­те об­щее ко­личес­тво бал­лов в стол­бцах A, B, C, D, E и F.

Шаг-3: сло­жите бал­лы каж­до­го из пя­ти стол­бцов, что­бы по­лучить чис­ло, со­от­ветс­тву­ющее ва­шим твор­ческим спо­соб­ностям.

Чтобы узнать свои результаты, поделись тестом с друзьями! 

Слова клиентки:
“Меня не осудят больше, чем я сама себя осуждаю”.
“Делать что-либо не хочется, потому что этого всегда будет недостаточно”.

В конце приема я прошу клиентку подвести итоги сессии и похвалить себя за проделанную работу. И если первый пункт она выполняет с легкостью, то на похвале начинает ломать комедию как самый плохой актер.

Спрашиваю: “Что сейчас произошло? Откуда столько сарказма и насмешки при попытке сказать, что Я — молодец?” В этот момент лицо человека становится грустным и немного отстраненным: “А как это — хвалить себя?”…  

И вот тут я реально задумалась, а действительно — как это, похвалить себя?

Вы это умеете?

Когда вы в последний раз себя хвалили? А за что? И самое главное — КАК вы это делали?

Давайте на котиках — на реальных примерах из жизни.

Вы делитесь с коллегами или друзьями тем, что отлично организовали какое-то мероприятие, но при этом говорите примерно следующее: я молодец, сделал все на “5”, но не на “5+”. Немного не дотянул, вот если бы я сделал еще вот это и это, тогда я вообще был бы молодец на 5+!

Случай из моей жизни. Ложимся с подругой спать просто без сил, потому что дел переделано в тот день было немерено! Еле дышим от усталости. И тут она начинает перечислять, сколько же мы еще всего не сделали. У меня первая реакция — возмущение. Спрашиваю — почему ты перечисляешь все то, что мы НЕ сделали, вместо того, чтобы сказать, какие мы молодцы и сколько всего успели? Отвечает — так это я как бы список дел на следующий день составляю.
Друг в ленте Facebook пишет о том, как он поставил перед собой мега цель на определенный срок и совсем немного не дотянул. И теперь обещает быть гораздо строже к себе, вывернуться наизнанку, но в еще более жестких условиях достигнуть поставленной цели, без жалости и пощады к самому себе. И я даже с легкостью предположу, что сейчас многие с ним согласятся, потому что целеполагание, целедостижение, без слез и упреков и т.д. и т.п. Плавали — знаем.

Но для чего я все это вам рассказываю?

Перечитайте все три примера еще раз. Что в них общее? Что их объединяет?

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.

Когда я дохожу в потоке мыслей до этого слова, то раз за разом испытываю мимолетный ступор. Потому что сама всю сознательную жизнь делала ровно то же самое. До определенного момента, пока сама жизнь не столкнула меня с жесткой необходимостью менять правила игры. Поэтому эту привычку, вшитую в ДНК нашего человека, я “чую нюхом” у каждого, с кем общаюсь. И раз за разом хочется громко крикнуть: “Ну за что же ты себя так не любишь и наказываешь?!”

Головой я отлично понимаю всю схему возникновения привычного для нас критичного отношения к себе, к другим, к своим и чужим действиям. Но в душе никак не могу с этим смириться, поэтому так люблю свою профессию, потому что показываю людям дорогу, на которой может быть по-другому.

Помните о 6 правилах Михаила Лобковского: делайте что хотите, главное, чтобы это было приятно? Вот и умение хвалить себя тоже из этого списка! Научиться относиться, прежде всего, к себе самому не с позиции критики и недоработок, а уметь замечать и отмечать все то, что УЖЕ сделал, чего достиг.

Я объясню, почему настаиваю на этом.

К примеру, вы завершили сложный проект, вы приготовили первый раз какое-то блюдо, вы первый раз встали на ролики:

1. У вас УЖЕ наверняка были какие-то определенные ожидания перед началом выполнения этого дела. И вот он результат. Да, он вам нравится, но недостаточно. Гложет внутри какой-то червь недовольства. И если вы на минутку замедлитесь и повнимательнее к нему присмотритесь, то обнаружите, что ожидания с результатом не совсем то и совпадают. И тут в круг света, гордо расправив плечи, выходит Господин Великий Критик и начинает разбор полетов.

2. После разбора полетов вы начинаете потихоньку сникать, перечисляете все косяки, все недочеты, недоделки, недоработки. И говорите, что вы, конечно, молодец, НО… могли бы сделать лучше, могли бы приложить больше усилий, могли бы еще… Как вы думаете, чувство удовлетворения от проделанной работы возникнет? А радость? А желание появится и дальше делать эту работу с удовольствием? Или вы будете вкачивать все больше сил и энергии из внутренних резервов, чтобы переплюнуть самого себя? И каждый раз будете чувствовать все большую и большую усталость, которая, в конечном итоге, приведет вас к истощению, стрессу, неврозу и апатии за ручку с депрессией.

3. И еще важный момент. Если мы не умеем сами себя похвалить и подарить радость от проделанной работы (ну не научили нас этому!), то вполне резонно ожидаем похвалу со стороны. А вот эта привычка в нас хорошо сформирована. Мы часто делаем что-то с ожиданием того, что нашу работу, наши заслуги обязательно увидят, оценят и погладят по голове, сказав, какие мы молодцы. А вот фиг вам! С чего это вы вдруг решили, что у окружающих по-другому работает механизм похвалить/покритиковать?

Вот выполнили вы сложнейшую задачу, пришли с результатами к начальнику, довольный такой, потому что знаете, чего вам это все стоило, и сколько сил и внутренних ресурсов вы туда вкачали, и все получилось именно так, как вы ожидали. А начальник смотрит, смотрит и … молчит. Потом устало поднимает на вас глаза и говорит: “А что презентация то так хреново выполнена? Иди переделывай”. И что вы сейчас чувствуете?

Поэтому, учитесь себя хвалить! И делайте это обязательно ПРАВИЛЬНО!